ЖИВОТНОЕ

ЖИВОТНОЕ
— многоаспектный символ окружающего мира, единства человека с природой. Аниматистское тождество человека с фауной демонстрируют конструируемые зооантропоморфные существа — жар-птица, симург, феникс, супарна, сы лин, Кулулу, Оаннес, Тот, Кецалькоатль и др. Во многих мифологических традициях, особенно у древних египтян, китайцев, индусов, ацтеков, животные выступают в качестве богов или в роли Демиурга. У манси создатель мира Кульотыр в образе гагары плавал по водам; у бушменов прародитель Цагн выступал в образе кузнечика-богомола; у эвенков Дябдар и Сэли, участвовавшие в сотворении мира, представлялись соответственно змеем и мамонтом. И напротив, по эсхатологическим мифам германцев в конце света явится космический волк, который сожрет землю, людей и богов. Часто животные выполняют в мифологических преданиях функцию героев. Великими учителями людей выступали австралийский клинохвостый орел Бунджиль, ворон тлинкитов Йель, меланезийский змей Нденгей, полинезийский кит (по другим мифологемам акула или черепаха) Тинирау, китайские змея Нюйва и птица Фуси идр. В мифологии многих народов в качестве трикстера представлен Ворон. Повсеместное распространение в первобытную эпоху имел культ тотемных предков. По имени животного зачастую давалось название целому племени. При осуществлении родового ритуала соплеменники имитировали поведение тотемного зверя. Прародителем чукчей считалась мать-моржиха; киргизского племени бу-гу — олениха Мюйюздлоу эне, покровительница Иссык-Куля; якутов — орел орлов. Согласно одной из версий, этноним «русские» произошел от названия тотемного зверя, каковым являлся медведь — урус. При аниматистском мировосприятии животные могли оцениваться как духи — покровители природных угодий. Эскимосский белый медведь Торнгарсоак повелевает морскими владениями и оленьими пастбищами. Животные часто выполняют роль помощников литературных героев. В русских сказках Ивану-царевичу содействует говорящий волк. При развитии политеистических религий животные становятся атрибутами либо символами антропоморфных богов. В греческом язычестве священным животным Зевса являлся орел, Аполлона — волк, Артемиды — лань, Афины — сова и т. д. Зачастую в облике животных выступают антропоморфные мифологические персонажи. Князем-оборотнем в русском былинном эпосе является Вольга: он постигает искусство оборачиваться ясным соколом, серым волком, гнедым туром-золотые рога. Чтобы сокрушить индейское царство, Вольга со своей дружиной превращаются в муравьев. Среди десяти наиболее чтимых аватар Вишну — воплощение в рыбу, черепаху, вепря, человека-льва и белого коня. Способностью к перевоплощению в животных обладали многие греческие боги — Зевс, Посейдон, Дионис и др. Широкое распространение имели ритуальные жертвоприношения животных. У ведических индусов высокую степень сакрализации имел церемониал ашвамедха — жертвоприношения коня. Царь, пожелавший иметь потомство, выпускал на волю коня, и, следуя за ним повсеместно вместе с войском в течение года, завоевывал те страны, где оказалось животное. Затем совершался сам ритуал жертвоприношения, имитирующий космогонические процессы. Престиж ашвамедхи был столь высок, что совершивший его считался способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной. Животная семантика являлась способом объяснения человеком устройства мироздания. Зодиакальные календари тоже восходят к данному стремлению. Мифологема умирающего и воскресающего зверя служила аллегорией смены времен года. Магический обряд воспроизводства промыслового зверя представлял охотничью параллель земледельческому мифу об умирающем и воскресающем боге. В таком качестве у охотников арктической зоны Сибири выступали кит или полярный медведь, таежной — бурый медведь, у саами — олень. Символике Мирового дерева проводились аналогии различных уровней фауны. С вершиной дерева соотносились птицы, иногда две, олицетворявшие солнце и луну. К его середине относились копытные животные, иногда пчелы. С основанием дерева связывались лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры, медведи, змеи, насекомые. На полюсах древесной иерархии находятся орел и змея, соперничающие друг с другом. Иногда животное олицетворяет какую-либо космическую зону. Распространенными символами души являются птица, бабочка, мотылек. Ба у древних египтян изображалась в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. В качестве ба-богов фигурируют и священные животные: крокодил, бык, змея. В греческом искусстве души умерших изображались в виде бабочек. Иногда греки проводили прямое, а не аллегорическое отождествление бабочек с покойниками. Греческое слово «Психея» означало одновременно и душу и бабочку. При усложнении религиозного сознания сверхъестественные животные (такие, как единорог) символизируют определенные качества или идеи. Источ.: Мифологический словарь. М., 1991.

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. . 2005.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "ЖИВОТНОЕ" в других словарях:

  • животное —    животное: деятельность конструктивная у животных    животное: действие оруд …   Большая психологическая энциклопедия

  • животное — Скотина (скот), зверь, четвероногое. См …   Словарь синонимов

  • ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ. Слово животное в литературном языке XVIII в. означало: живое существо (ср. живот жизнь ). Греч. ζον, лат. animale. Оно было лишено бранного оттенка в применении к человеку. «Все то создание, которое имеет душу живу, называется животное …   История слов

  • Животное! — Животина! о человѣкѣ (иноск. бранн.), какъ о недостойномъ имени «человѣка». Ср. «Спереди картина, а сзади животина». Ср. Зачѣмъ ты пускаешь къ себѣ это животное? Гончаровъ. Обломовъ. Ср. Ступай, ступай, скажи ему. Такое грубое животное! Гоголь.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • животное — ЖИВОТНОЕ, ого, с. Ирон. обращение (дружеское или пренебрежительное, в зависимости от ситуации). Люблю я тебя, животное! Эй, животное, шагай сюда. Какие новости в мире животных? как дела, что слышно? См. также: В мире животных; выше пояса В мире… …   Словарь русского арго

  • животное —     ЖИВОТНОЕ, зверек, зверь, четвероногое, книжн. тварь, разг. зверюга, разг., ласк. зверушка и разг., ласк. зверюшка, разг. животина, разг. сниж. скотина     ЗВЕРЬЕ, скот, скотина, разг. живность     ЖИВОТНЫЙ, звериный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, живой организм из царства Animalia, обычно отличаемый от представителей царства растений (Plantae) по его способности к передвижению (по меньшей мере на какой то стадии его существования), а также по наличию четко определенной формы… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, животного, ср. 1. Живое существо, способное чувствовать и передвигаться. Домашние животные. Позвоночные, беспозвоночные животные. || Тоже, в противоп. человеку (преим. о домашних животных). Животные и люди радуются весне. Он жалеет… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. В мире животных. Царство… …   Толковый словарь Ожегова

  • ЖИВОТНОЕ — («Зверь», The Animal), США, Columbia, 2001, 83 мин. Комедия Марвин лелеет мечту стать полицейским, однако его физические и умственные данные не соответствуют строгим требованиям городской полиции. Но вот он попадает в автокатастрофу. Для… …   Энциклопедия кино

  • Животное — Животное. Термином Ж. означают представителей одной из двух большихгрупп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ.Различие между Ж. и растениями, к которым принадлежат все остальныеживые существа, является крайне резким и …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»